• +7 (473) 275-01-15
Воронеж, Туполева ул, 13а

Адаптация ребенка к условиям детского сада

Ребенок подрос и может посещать детский сад. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К. Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению детского сада. В связи с этим процесс привыкания проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. Для того, чтобы выяснить причину, необходимо понять , что происходит с ребенком, когда он приходит из семьи в детский сад.

Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируется привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип. К 2-3 годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. У детей  в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, ухудшение сна, эмоциональное состояния приводят к снижению иммунитета, физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют разные степени адаптации: легкую, средней тяжести и тяжелую.  При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется боле медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляются стойкие  нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в группе и зовет маму и т. д.). Тяжелая  адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

Характер адаптации зависит от следующих факторов:

  • возраста ребенка (дети до двух лет адаптируются труднее);
  • состояния здоровья и уровня развития ребенка;
  • индивидуальных особенностей;
  • биологических и социальных факторов. К биологическим относят токсикозы матери во время беременности, осложнения при родах, частые заболевания до поступления ребенка в детский сад. К социальным факторам относятся условия жизни в семье: создание режима дня в соответствии с возрастом  и  индивидуальными особенностями;
  • уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения;
  • опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Родителям необходимо заранее познакомиться с условиями детского учреждения, в которое они поведут малыша, и приблизить к ним условия воспитания в семье (режим, характер питания и т.п.). Необходимо заранее познакомить ребенка с детским садом, положительно настроить малыша (много детей, хороший воспитатель, дети весело играют, много игрушек и т.д.). Все это создает у ребенка положительный настрой к детскому саду.

Родителям необходимо продумать, кто будет приводить ребенка в детский сад. Если ребенок лучше расстается с папой или бабашкой, а с мамой тяжело, то лучше приводить его не маме, а папе или бабушке. Первое время лучше оставлять ребенка не на полный день, а на несколько часов, например, во время прогулки. Постепенно время пребывания ребенка в дошкольном учреждении по мере нормализации его поведения можно увеличивать.

Родители должны знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявлять особое внимание и чуткость к малышу, но не путать внимание и излишнее заласкивание. Режим в семье должен быть щадящим.

Показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе.

Обеспечить безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями детского учреждения  и семьи.